Эротика в искусстве…

   Материал взят из журнала «Сианс де ла Консианс» №2

  Эротика в искусстве

 «Эротика для сексуальности —  это то же, что картина для обозрения, скульптура для осязания и музыка для слуха»

 Селим Айссель

  Фредерик Келлер,профессор изобразительного искусства

 

Вопросы относительно взгляда и внимания

 Когда я нахожусь в близких отношениях, в частности, с тем или с той, кого я люблю, что находится в пространстве между нами? Что поступает  в меня от моего партнера? Какую реакцию вызывают во мне впечатления от партнера? Что я жду от него? Каким взглядом оцениваю я его или ее, его или ее тело? Душу? Или, вернее, какими представляются мне его или ее тело, душа? Готов ли я дать? Или принять?

Каково мое внутреннее представление о другом поле? О сексуальности? Не встанет ли оно моей закомплексованностью между мной и реальной действительностью? Не является ли оно наследием прошлых поколений?

 Может ли меня взволновать красота? Способен ли я ощутить силу, благородство, что-то святое в другом? В самом себе?

Что художник передает от самого себя в свое произведение? Каково его отношение к другому, к телу, к сексу?

Что здесь изображено? Сила, благородство, святое?

Когда я смотрю на это произведение искусства, каким взглядом я на него гляжу? Взволнует ли меня красивое? Что тронуло мой внутренний мир, мое сердце, мой мозг, мой первородный инстинкт? Что из своего прошлого могу я перевести в настоящую действительность?

Способен ли я воспринять силу, благородство, святое из того, что здесь воспроизведено?

В моих интимных отношениях с партнером, чем я пленен? Моим собственным образом, взглядом, который мне подарят сегодня?

Что я ожидаю, каковы мои требования? Что связывает меня с другим? Чем я должен заполнить пространство, которое меня объединяет с другим? Или оставить его свободным? Устойчива ли наша связь? Я что, прихожу лишь для того, чтобы взять? На что направлено мое внимание, мое намерение?

В этой области, можно ли с полной ответственностью утверждать истину, которая была бы ответом на один из поставленных вопросов? Мы можем видеть лишь то, что происходит в отношении нас, и наблюдать степень нашей собственной субъективности. Мы можем также констатировать возрастающее влияние нашего окружения на эволюцию представления о сексуальности и представления о ней коллективной бессознательности. Каково воздействие этого образа на наш разум, на разум грядущих поколений?

Что попытаться представить себе? Что художник может изобразить в своей работе с духовных позиций, помимо того, что воспринимает глаз?

Конечно, обычный интеллект не в состоянии понять это. Здесь выступает другая часть нашего разума, обладающая способностью этого восприятия. Ни слова, ни рассудок, ни идеи — ничто не в силах описать все это.

Настоящая эротика представляет всеобщие силы женских и мужских начал. По мнению Рудольфа Штайнера, духовные силы способны действовать на земном уровне через изображения. Он образно описывает результат своих исследований духовных миров. Он рекомендует нам наслаждаться бесчисленными чудесами звездного царства, космической вселенной так, чтобы они вызывали в нас ощущение высокого, необыкновенного.

Человек — единственное живое создание, способное свободно повернуться лицом к космосу. Полярность мужское/женское есть не что иное как земное воспроизведение высших духовных сил. Физическое тело мужчины и женщины является выражением духовного начала, разместившегося на заднем плане. Разум придал форму всему, что проявляется внешне. Комета отождествлена в космосе с женским образом. Она служит прообразом женщины. Луна отождествляется с мужским стилем жизни.

Полярность женское/мужское это воспроизведение на земле того, что происходит в полярности комета/луна в космосе. Это космическое женское начало и своим поведением напоминает женскую природу, воздействуя на нас так, как будто желает нас разбудить, озарить и вывести нас из мрака на свет.

О комете можно говорить как о чем-то таком, что врывается в нашу повседневную жизнь, даруя нам что-то новое, напоминающее подарок от любимой женщины. Сухому и холодному отношению мужчины к вещам и окружающему миру противостоит поведение женщины, продиктованное страстью и любовью. Правильному вращению луны противопоставляется непредсказуемое появление кометы в нашей жизни.

 Здесь дана характеристика: не жизни женского разума, а жизни разума, отмеченного печатью женственного.

Уже в свое время Штайнер заметил, что возрастает число женщин «поворачивающихся лицом к себе», приближающихся к своему освобождению . Большинство людей этого не понимают. Это естественно, поскольку у половины мужчин мозги вот-вот закостенеют: они более прочно притянуты к общепринятым идеям, чем у женщин.

Все это свидетельствует о радикальном различии между женской природой и мужской. И все-таки не следует представлять себе эту полярность, как выражение всего того, что свойственно только мужчине и только женщине. В каждой женщине присутствуют мужские качества, и в каждом мужчине — женские. Штейнер также подчеркивает, что эфирное тело мужчины включает в себя женские качества, а эфирное тело женщин — мужские.

Может быть, мы воспользуемся этим описанием Штейнера, описанием движения космических сил, перемещающихся между мужчиной и женщиной,   о которых рассказывают мифы. Может быть, мы найдем подходящее время, облюбуем эротический сюжет или любимое существо, успокоим интеллект в спокойной атмосфере, забудем страхи, навязчивые идеи.

Предположим себе возможность насладиться душой своего партнера, партнерши. Как тут не волноваться? Как наша душа, наш внутренний космос, в который вселился космос другого (другой), не придет в трепет перед тем, что для нас является тайной: перед космосом, способным заполнить нашу внутреннюю неполноценность. Как не испытать чувства безграничного почитания по отношению к этому другому (этой другой), не преклониться перед этим возвышенным и прекрасным, почти священным, не преклониться перед родословной, которую он (она) представляет. Перед мужчинами, отцом, отцами их отцов… Перед родословной женщин, матерей, матерей их матерей и поколениями, им предшествующими…

Как в этом случае не пережить сожаления о том, что все не в состоянии разделить красоту этого видения, позабыть о страхе, злобе, насилии, о том, что невозможно сохранить «это» в себе живым и навсегда.

«Это» — то, что помогает сохранять живые отношения с партнером, руководствуясь правилами времени, правилами, позволяющими другому не терять зря времени, когда он с собой, позволяющими проживать вместе только лучшие минуты своей жизни, правилами, наконец, требованиями, представляющими пространство другому. Не только физическое пространство, но и свободу, даже в мышлении.

«Это» — связь, останавливающая время и наполняющая отношения новым и свежим содержанием.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий